Второе апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Второе апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

03.04.2018 Выкл. Автор crbkamen

Детский аутизм – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Аутизм характеризуется утратой стремления к общению с другими людьми и погружением в мир личных переживаний. Предполагается, что в наши дни аутизм встречается у каждого 100-го ребенка, причем в 4 раза с более высокой вероятностью у мальчиков, чем у девочек.

Это нарушение развития распространено во всех расовых, этнических и социальных группах.

В настоящее время причины возникновения аутизма еще до конца не изучены, но необходимо выделить среди них основные:

наследственный фактор;

органические нарушения развития центральной нервной системы в период внутриутробного развития, родов и в раннем детстве, а также сочетание с эпилепсией;

перенесенные заболевания;

неблагоприятные условия воспитания и окружения;

психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу, приют и т. п. при лишении родителей родительских прав.

Детский аутизм (раннего возраста) имеет свои основные особенности:

с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослыми отсутствуют выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые характерны для здорового малыша;

уклонение от взгляда, т. е. отсутствие контакта «глаза в глаза»;

ребенок не откликается на свое имя;

расстройство навыков речи: она развивается с задержкой или не возникает вообще, иногда развивается до двухлетнего возраста, затем исчезает частично или совсем;

ребенок не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему предмету;

ребенок не обращается за помощью;

использует другого человека, как будто это неодушевленный предмет (может брать игрушку рукой взрослого);

совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поет отдельные звуки);

совершает «ритуальные» действия (например, ходит бессмысленно и открывает-закрывает двери);

не пытается играть в сюжетно-ролевые игры (не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинку);

дети могут быть очень чувствительны к сенсорному дискомфорту (резким звукам, яркому свету, мокрым пеленкам);

часто бывают избирательны в еде, из-за чего возникают проблемы с прикормом.

Для старшего возраста можно отметить следующие признаки проявления аутизма:

неконтактность, отсутствие эмоциональной реакции на попытки вступить в беседу;

привязанность к ритуалам нефункционального характера (озабоченность датами, маршрутами, расписаниями и т. д.);

ограниченный круг интересов, стереотипное повторяющееся поведение;

недостаточно гибкая речь, склонность к шаблонам, интонация невпопад, отсутствие сопровождающей речь жестикуляции;

склонность к жестокому порядку в повседневной жизни и болезненная реакция на изменения этого порядка;

такие дети часто подвержены страхам, страдают нарушением сна и пищеварения, у них чаще, чем у обычных сверстников, случаются вспышки гнева и агрессии.

Диагноз «аутизм» не означает, что ребенок никогда не станет полноправным членом общества. Однако родителям придется отдать воспитанию такого малыша очень много времени и сил – в сотни раз больше, чем его брату и сестре. И чем раньше будет начата работа, тем больше шансов на успех.

 

Если вы заметили у своего ребенка признаки аутизма, обращайтесь за помощью на «горячие телефонные линии»:

8 (0162) 21-54-70 – работает с 9.00 до 12.00 (УЗ «БОПНД»);

8(0162) 57-41-33 – с 8.00 до 13.00 (ОЦМР «Тонус»).

8(01631) 2-4059 – Каменецкая ЦРБ.