СТРАТЕГИЯ ПО ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА 2024-2026 ГОДЫ
Для снижения уровня распространения ВИЧ-инфекции, требуется консолидация сил на основе межведомственного взаимодействия.
ВИЧ-инфекция – многогранное социально значимое инфекционное заболевание. Программы по снижению распространения ВИЧ-инфекции сочетают в себе не только медицинские аспекты, такие как профилактика, диагностика, лечение, недопущение развития 4 стадии заболевания, предупреждение передачи ВИЧ от матери ребенку, но и социальные, правовые аспекты, вопросы снижения стигмы и недопущения дискриминации.
Первая задача любой информационно-профилактической деятельности – повысить информированность. С выходом первой редакции Информационной стратегии в 2011 г. многое в информационной работе изменилось в лучшую сторону: исчезли страшные картинки с черепами и скелетами, не отождествляем ВИЧ-инфекцию с чумой XXI века, но потребность в новой редакции Информационной стратегии существует.
Цель Информационной стратегии, разработанной и утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь при поддержке Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) — развитие к 2026 году информационного поля страны, эффективно влияющего на профилактику ВИЧ-инфекции среди людей разных возрастов, социального статуса и гендера, повышение информационно-коммуникационных компетенций специалистов, развитие приверженности к лечению людей, живущих с ВИЧ (далее – ЛЖВ) и снижение распространения ВИЧ-инфекции.
Проблемы, актуальные как для организаций, занимающихся профилактикой и лечением ВИЧ-инфекции, так и для представителей ключевых групп, ЛЖВ, на решение которых направлена Информационная стратегия:
Проблема 1. Наличие пробелов в единой информационной политике в отношении ключевых групп населения и ЛЖВ.
Проблема 2. Стигматизация в отношении ЛЖВ и ключевых групп населения.
Проблема 3. Недостаток квалифицированных специалистов в сфере информационной работы по профилактике ВИЧ-инфекции.
Проблема 4. Недостаток качественных информационных материалов.
Проблема 5. Часть специалистов в сфере ВИЧ-инфекции продолжают рассматривать запугивания ЛЖВ страхом смерти или уголовного преследования, как эффективную политику в случае неприверженности к лечению ВИЧ-инфекции.
Проблема 6. ВИЧ-инфекция становится «старше», однако профилактика и информационные материалы адресуются в первую очередь молодым людям. Люди 40 лет и старше не считают, что могут подвергнуться риску инфицирования ВИЧ.
Проблема 7. Недостаток адресных гендерно чувствительных информационных материалов для женщин, живущих с ВИЧ, планирующих беременность.
Информационная стратегия предусматривает последовательное решение проблемных вопросов, благодаря разработанным стандартам, предназначенным для подготовки информационных материалов.
Стандарт № 1. Стандарт сохранения конфиденциальности информации, в т. ч. персональных данных.
Конфиденциальной, или ограниченной для распространения, считается любая информация, относящаяся к определенному (или определяемому на основании такой информации) человеку, в т.ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы. Эта информация называется персональными данными. Человек вправе сам определять, что именно он хотел бы отнести к своим персональным данным. Без согласия человека (или его законных представителей, если он недееспособен или не достиг 18 лет) распространение его персональных данных не допускается. Нужно учитывать, что даже если изменены фамилия, имя, адрес, профессия героя публикации, то для маленького города, где все друг друга знают, этого может быть недостаточно.
Лицо человека, принадлежащего к одной из ключевых групп, и/или членов его семьи, публикуется с его письменного согласия (как и персональные данные).
Публикация фото и видео, мнений или цитат представителей ключевых групп, людей, живущих с ВИЧ должна быть с ними согласована. Недопустимо в информационных материалах прямо или косвенно раскрывать факт употребления наркотиков/работы в коммерческом сексе конкретным человеком без его письменного согласия, как конфиденциальную информацию.
Недопустимо в информационных материалах прямо или косвенно раскрывать ВИЧ-статус человека без его письменного согласия, как конфиденциальную информацию.
При обращении журналистов с просьбой предоставить контакт ВИЧ-положительного человека для создания журналистского материала (статья, заметка, видеосюжет, радиосюжет др.) данный контакт может быть предоставлен только с согласия ВИЧ-положительного человека. Необходимо предупредить как журналиста, так и интервьюируемого ВИЧ-положительного человека, об обязательном подписании согласия на публикацию. Необходимо также предупредить ВИЧ-положительного человека о повышенном внимании к нему со стороны общества в случае его согласия открыть свой ВИЧ-статус. В случае если журналистский материал выходит без упоминания прямых или косвенных данных о ВИЧ-положительном человеке (то есть интервью дается анонимно, голос изменяется, лицо затемняется до неузнаваемости), следует предупредить журналиста и его интервьюируемого об обязательной необходимости завизировать окончательный вариант публикации перед выходом в свет. Следует также предупредить журналиста об ответственности за разглашение информации, составляющую врачебную тайну.
Стандарт № 2: Стандарт согласования, подтверждения и предоставления научно-обоснованной и достоверной информации.
Суждение об эффективности и результатах программ должны быть подкреплены официальными статистическими данными, результатами исследований. Недопустимо оценивать экономический и социальный эффект профилактических мероприятий без ссылок на научные данные. Не допускается искажение смысла научно-обоснованных эффективных программ профилактики ВИЧ-инфекции среди людей, употребляющих наркотики. Не допускается освещение программ снижения вреда, ЗПТ и других методов лечения наркотической зависимости без ссылок на научные данные, мнение компетентных специалистов.
В информационных материалах, при представлении официальных данных, ссылках на исследования должны быть представлены точки зрения и данные учреждений и организаций Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Объединенной программы по ВИЧ/СПИДу, других агентств ООН.
Стандарт № 3: Стандарт «АНТИСТИГМА» – исключение из информационных материалов стигматизирующей терминологии, специфических непонятных терминов, оскорбительной лексики и образов, узконаправленных суждений.
Не следует использовать в информационных материалах стигматизирующие термины, аббревиатуры, примеры, лексику, принижающие человеческое достоинство. Например, не рекомендуется употребление таких терминов, как «проститутка» и т. п., поскольку они изначально носят негативный стигматизирующий характер. В качестве альтернативного термина употребляются понятия: женщины, вовлеченные в коммерческий секс, работники коммерческого секса, женщины секс-бизнеса.
Все используемые термины должны быть понятны целевой аудитории. В то же время, например, в медицинских материалах, предназначенных для использования медицинскими работниками в узкоспециализированных целях (медицинские статьи, клинические протоколы и т. п.) используется стандартная медицинская терминология.
В информационных материалах необходимо избегать использования оскорбительных, а также негативных визуальных образов, эффективность визуального изображения которых не подтверждена данными фокус-групп и других исследований: учитывая, что наркозависимость является серьезным заболеванием, сопровождающимся развитием биологических, психологических и психосоциальных проблем, некорректно рассматривать ее в информационных материалах только в узком аспекте «плохой привычки», которую необходимо преследовать по закону, решать проблему с помощью дискриминационных мер. Люди, употребляющие наркотики, в первую очередь нуждается в поддержке, медико-социальной и реабилитационной помощи.Недопустимо рассматривать ВИЧ-статус (употребление наркотиков или вовлеченность в коммерческий секс и др.) как следствие его религиозных убеждений, социального, культурного статуса, сексуальной ориентации, национальных, этнических характеристик, аморальности.Недопустимо в информационных материалах рассматривать ВИЧ-инфекцию как способ приобретения каких-либо жизненных благ.
Не рекомендуется публиковать изображения, иллюстрирующие технологию приготовления и употребления наркотиков. Изображение атрибутов, связанных с приготовлением и употреблением наркотиков, может формировать устойчивый интерес и любопытство к наркотикам, в особенности у детей и подростков. Кроме того, люди, употребляющие инъекционные наркотики, указывают на то, что такие изображения провоцируют их на употребление наркотиков и затрудняют их реабилитацию. Исключением являются буклеты по безопасному употреблению/приготовлению тех или иных веществ, визуальные образы которых обоснованы фокус группами (допустимо в материалах вторичной и третичной профилактики, ориентированной на ключевые группы).
Стандарт № 4: Стандарт изучения мнений разных людей, групп по аспектам проблем.
Необходимо проведение фокус-групп для целевой аудитории при выпуске информационных материалов на тему профилактики ВИЧ-инфекции, предназначенных для длительного многократного использования, тиражом:
на национальном уровне – не менее 20 000 экз.,
на областном – не менее 15 000 экз.,
на городском – не менее 10 000 экз.
Также фокус-группы должны проводиться для анализа информационных материалов, предназначенных для длительного и многократного показа в национальном телеэфире и в глобальной компьютерной сети интернет.
Фокус-группы должны проводиться специалистами в соответствии с разработанным механизмом проведения фокус-группы на тему профилактики ВИЧ-инфекции. Недопустимо использовать опросы либо другие виды исследований, проведенные неспециалистами, как результат, полученный в результате социально-психологических качественных и количественных исследований.
Стандарт № 5: Стандарт дифференцированного подхода в информационном воздействии с учетом характеристики целевой аудитории.
Информационные материалы создаются с определенной профилактической целью (первичная, вторичная, третичная профилактика), учитывают возраст целевой группы, гендер и территориальные особенности. Текст и содержание информационных материалов должен быть понятен целевой группе, использован ясный язык, содержать сведения об авторе и/или названии организации, которая является разработчиком текста.
В информационных материалах, объединенных одной темой, при использовании примеров и образов следует соблюдать гендерный баланс, баланс возраста, учитывать потребности жителей мегаполисов, малых городов и сельской местности.
При создании информационных материалов не использовать изображение обнаженного тела и процесса употребления наркотиков, за исключением информационных материалов медицинского характера.
Стандарт № 6: Стандарт разработки информационно-образовательных материалов для социальной рекламы.
Разработка информационно-образовательных материалов для социальной рекламы должна осуществляться согласно техническому заданию. При разработке технического задания должны быть указаны цель, задачи и целевая аудитория (демографические, половозрастные характеристики).
Информация из интернета