Что такое суицид и суицидальное поведение?

28.08.2024 Выкл. Автор cvr_uliya

Есть темы, о которых говорить и писать непросто. Потому что они очень важные и заряжены сильными эмоциями: страхом, злостью, отчаянием и бессилием. Однако не стоит, молчать и отрицать существование проблемы. Невозможно отмахнуться от того факта, что в нашей жизни есть феномены, проявление которых не зависит от того, верим мы в них или нет, говорим о них или нет: например, смена времен года, распространение туберкулезной инфекции, подростковые суициды.

К сожалению, число попыток суицида среди несовершеннолетних увеличилось почти на 13%, с 3253 до 3675 случаев, а число повторных попыток на 92,5% (с 188 до 362 случаев). Об этом сообщается в докладе уполномоченного по правам ребенка Марии Львовой-Беловой за 2021 год.

Согласно данным Следственного комитета (СК), в 2021 году число детских самоубийств возросло на 37,4% по сравнению с 2020 годом и составило 753 случая. В 2018 году СК зафиксировал 788 суицидов среди несовершеннолетних, в 2019-м – 737, а в 2020 году – 548, подчеркивается в докладе детского омбудсмена.

Давайте разберемся в этой большой теме и том, как можно профилактировать возникновение суицидальных попыток. 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей неволей оказался.

Стоит отметить, что есть некоторый пресуицидальный этап, когда мысли о смерти, усталости, тяжелой жизни кратковременны и человек не включается в них слишком глубоко. Например, «жить не стоит, устал от такой жизни», «когда все это кончится?», «достало все!», и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, но имеется отрицание жизни. Такие суицидальные формы бывают свойственны всем людям в тех или иных ситуациях.

Если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться», «хорошо бы заболеть какой-нибудь страшной болезнью».

Далее, если эти мысли становятся преобладающими и переходят в этап высказывания, планирования суицидальной попытки, то это уже этап суицидального поведения. 

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, планирование, суицидальные покушения и попытки. 

Э. Шнейдман выделяет такие общие черты, свойственные всем суицидентам:

  • общая цель всех суицидентов – поиск решения. Цель каждого суицида состоит в том, чтобы найти решение стоящей перед человеком проблемы, вызывающей интенсивные переживания. Часто у людей с суицидальным поведением есть такие черты как перфекционизм, импульсивность. Также часто исследователи отмечают низкую способность к адаптации и слабо развитый навык решения проблем. Сочетание высоких требований к себе и при этом использование только одной привычной стратегии решения проблем может повлечь за собой рост напряжения и накопления «ошибок» и недовольства собой;
  • общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль. Боль рассматривается как мучение, душевные страдания и терзания. Невыносимая душевная боль является тем, от чего хочется избавиться или убежать. Никто не совершает суицид от радости;
  • общей суицидальной эмоцией является беспомощность. В суицидальном состоянии человек испытывает состояние безнадежности, отчаяния, бессилия, беспросветности, уныния, нередко депрессии. Нередко отсутствует социальная поддержка, так как, вследствие высокого перфекционизма, обратиться за помощью значит признать свою «слабость», «некомпетентность». При этом использование только одной привычной стратегии преодоления трудностей ведет к снижению адаптации и чувству безвыходности ситуации.
  • общим внутренним отношением к суициду является двойственность (амбивалентность). Это одновременное переживание двух противоположных чувств, например, любовь и ненависть. Каждый суицидент хочет умереть, но так, чтобы его спасли.
  • общим действием при суициде является бегство (агрессия). Смыслом самоубийства является избегание невыносимости существования. Агрессия может проявляться, если мотивом совершения суицида является сильное чувство вины, никчемности, стыда. В этом случае суицид – это форма наказания;
  • общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни. Суицидальное поведение хоть и имеет ряд универсальных проявлений, но каждый человек, как уникальная личность, будет переживать его в соответствии со своими особенностями. Поэтому особенно важно знать близким об общих проявлениях суицидального поведения, так как близкие знают подростка и могут первыми заметить неладное. 

Есть разница между триггером и причиной самоубийства

Триггером может послужить любая стрессовая ситуация. Так как мы очень сложная система, то воспринимаем, реагируем на стрессовые события по-разному и выводы делаем из нее разнообразные.

Например, такая-то ситуация (ссора, неуспех, отвержение) вызвала эмоциональный дискомфорт. Это состояние накладывается на личностную структуру и имеющиеся на данный момент энергетические ресурсы. Если это тревожный человек, с высокими требованиями к себе, окружающим, выросший в ситуации эмоционального, физического или сексуального насилия, то реакция на данное событие может быть сильной и повлечь за собой мысли о суициде.

Соответственно, концентрировать внимание на этих событиях будет неэффективно для профилактики суицидального поведения. 

Причины суицидального поведения

Группа риска среди детей подросткового возраста:

  • подростки, имеющие предыдущую (незаконченную) попытку суицида (парасуицид);
  • подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию);
  •  подростки, у которых в роду было суицидальное поведение и суициды;
  • алкоголизированные подростки. Употребление алкоголя способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду;
  • подростки, страдающие зависимостью от употребления наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением подростка, обостряют депрессию или даже вызывают психозы;
  • подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы);
  • подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые);
  • подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери;
  • подростки, у которых выраженные семейные проблемы: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т.п.

Специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги), сталкивающиеся с этими группами должны остерегаться упрощенного подхода или чрезмерно быстрых заключений. Подростки могут попасть в группу риска, что еще не означает их склонности к суициду. Необходимо подчеркнуть, что не существует какой-либо одной причины или мотива самоубийства. Тем не менее, ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью.