Основные требования к оказанию помощи в учреждениях здравоохранения
25.08.2023Ситуационное сопровождение инвалидов
- Оказание помощи должно проводиться только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом при посещении учреждения.
- При возможности необходимо уточнять характер и объем необходимой помощи до посещения учреждения (например, по телефону с учетом имеющихся у инвалида нарушенных функций).)
- Помощь на входе в учреждение должен уметь оказать любой сотрудник учреждения. Для оказания помощи при выходе из учреждения, передвижении внутри учреждения назначаются сотрудники подготовленные (способные) для оказания помощи.
- Осуществление тактильного контакта или иного вмешательства в личное пространство только после согласия инвалида. Обеспечение речевого сопровождения выполняемых действий.
- Оказание помощи должно носить непрерывный характер, т.е. информация о лице, нуждающемся в оказании ситуационной помощи должна передаваться «по цепочке» от одного сотрудника к другому, в соответствии с разработанным алгоритмом.
- Оказание помощи не должно причинить вред, не должно навязываться. При оказании помощи необходимо соблюдать нравственно-правовые принципы общения и взаимодействия.
Общие этические нормы и правила при общении с людьми с инвалидностью.
При взаимодействии с инвалидами и должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладание индивидуального подхода к человеку.
При разговоре с инвалидом обращаться непосредственно к нему, а не к сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
При знакомстве с человеком с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
При встрече с человеком с нарушениями зрения обязательно представляются все присутствующие. Если общая беседа в группе, не забывать пояснять, к кому в данный момент обращаются.
В случае предложения помощи необходимо ожидать пока ее примут, а затем поинтересоваться, что и как делать.
К ребенку допустимо обращаться по имени, к взрослому – по имени и отчеству; говорить с человеком с инвалидностью нужно обычным голосом и языком (только в случае общения со слабослышащим, можно увеличить громкость, а с инвалидом с нарушениями умственного развития – перейти на общение на ясном языке). Обращаться к ним по имени и на ты, только в случае знакомства.
При разговоре с человеком, испытывающим трудности в общении, слушать его внимательно. Необходимо быть терпеливым, не поправлять, не перебивать его и не договаривать за него.
Избегать конфликтных ситуаций. Внимательно слушать человека с инвалидностью и стараться слышать его. Регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия. Стараться цивилизовано противостоять манипулированию. Обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений.
Алгоритм оказания ситуационной помощи
(помощь оказывается с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи, порядка её оказания непосредственно с инвалидом и в соответствии с правилами при общении с лицами с двигательными нарушениями).
1. Любой сотрудник ЦРБ, увидев посетителя с ограничением передвижения, испытывающего трудности при входе в здание:
- выходит на улицу, уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, помогает подняться по пандусу, открывает входные двери;
- оказывает помощь при входе в здание;
- сообщает администратору о посещении пациента с ограничением передвижения;
- при отсутствии администратора узнает о цели посещения, сообщает председателю ВКК, заведующему поликлиникой, заместителю главного врача, главному врачу соответствующего структурного подразделения о посещении пациента с двигательными нарушениями, нуждающемуся в оказании ситуационной помощи сотрудниками (медицинской сестрой, медицинским регистратором) ЦРБ.
2. Администратор (медицинская сестра, медицинский регистратор):
- уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, узнает о цели посещения и название структурного подразделения ЦРБ;
- предоставляет (при необходимости) кресло-коляску пациенту на костылях для передвижения в здании;
- при расположении кабинета, структурного подразделения на 2 этаже и выше информирует руководителя структурного подразделения о необходимости осмотра пациента на 1 этаже здания;
- помогает раздеться, одеться в гардеробе, сопровождает до кабинета специалиста, по окончании приема сопровождает до гардероба; оказывает помощь при одевании;
- оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь.
3. Медицинская сестра, медицинский регистратор:
- оказывает помощь при одевании и раздевании в кабинете врача, по окончании приема сопровождает пациента до администратора (при отсутствии администратора сопровождает до гардероба, оказывает помощь при одевании);
- оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;
- помогает заполнить необходимые документы.